|
В 1981 году случай свел меня с Д. И. Садовниковым, который тогда работал хирургом железнодорожной поликлиники г. Уфы. Скоро мы познакомились поближе и я узнала, что Дмитрий Иванович - участник ВОВ, после школы добровольцем ушел на фронт, воевал в разведке. В начале 90-х годов в его гостиной я увидела маленький, явно готического стиля, стульчик, инкрустированный слоновой костью, снизу до верху разукрашенный растительным орнаментом, и услышала удивительную историю.
Оказалось, что Д. И. Садовников по матери является праправнука известного натуралиста, ученого-путешественника Эдуард Александровича Эверсманна. Современник С. Т. Аксакова, он родился 23 января 1794 года в деревне Верингаузен близ г. Гаген. Заветная мечта юности - путешествия и изучение неведомых азиатских стран побудила его получить несколько специальностей. Э. Эверсманн учился в лучших университетах Европы, знал зоологию, ботанику, философию, был искусным механиком, всаживал пуля в пулю двадцати шагов, одинаково хорошо фехтовал обеими руками, отлично рисовал, увлекался химией, а в верховой езде с ним мог соперничать не каждый офицер-кавалерист. В 1814 году в Галле он защитил диссертацию на степень доктора философии, а через год закончи курс Дерптского университета и защитил докторскую диссертацию по медицине.
В 1814 году его отца Александра Эверсманна, как специалиста по металлургии, русское правительство пригласило для постройки Златоустовской оружейной фабрики. Всесторонне подготовив себя путешествиям, Эдуард поселился у отца в Оренбурге, где работал врачом на фабрике, а затем в Златоусте и навсегда остался в России.
В 1820 году сбылись мечты Э. Эверсманна - одним из первых не только среди русских, но и европейских ученых побывал он в Бухаре составе экспедиции, едва не поплатившись головой за любознательность.
Результатом поездки явилась книга "Путешествие из Оренбурга Бухару", опубликованная в Берлине в 1823 году.
По возвращении из экспедиции в 1821 году Эверсманн женился на дочери суворовского генерала А. П. Мансурова, Софье Александровне. Александр Павлович Мансуров был другом родителей С. Т. Аксакова. В начале 1890-х годов он командовал полком, который размещался под Уфой. Одним из центров культурной жизни в городе, несомненно были приемы в доме Зубова, куда обаяние, острый ум и красота хозяйки привлекали самых блестящих людей того времени. Часто бывал здесь и А. П. Мансуров. В "Детских годах..." С. Т. Аксакоа описывает рыбную ловлю на озере Киишки под Уфой с участием А. П. Мансурова, приехавшего к Аксковым с женой и двумя дочерьми, с которыми он был хорошо знаком и с которыми дружила его сестрица.
В 1828 году Эверсманн переезжает в Казань, где в качестве профессора кафедры ботаники и зоологии Казанского университет, читает лекции, исследует территорию Южного Урала и Севере Западного Казахстана. На этом месте он прослужил тридцать два года. В Казани Э. Эверсманна посещал С. Т. Аксаков. Систематические исследования животного мира, и, в особенности, бабочек и перепончатокрылых, сделали Эверсманна одним из выдающихся русских зоологов первой половины XIX века. Собранные им коллекции не имели себе равных.
Как известно, С. Т. Аксаков в юности тоже увлекался коллекционированием бабочек. Его коллекции были лучшими в гимназии. Много позже в своем очерке "Собирание бабочек" он не мог не сослаться на Эверсмана. Вероятно, С. Т. Аксаков был наслышан и о крупных работах Эверсманна по птицам и млекопитающим. Наиболее популярна из 66 научных трудов - "Естественная история Оренбургского края". В то же время современники - русские ученые-орнитологи М. Богданов, В. Черняев - книгу С. Т. Аксакова "Записки ружейного охотника" ставили в один ряд с исследованиями Э. Эверсманна и Н. А. Северцова, отмечая ее научные достоинства.
У Э. Эверсманна было пять детей: Николай, Александр, Василий, Михаил, Евгения. Сохранились дневниковые записи отца Дмитрия Ивановича, Ивана Ивановича Садовникова, который был лично знаком с сыном Э. Эверсманна Николаем Эдуардовичем и внучкой Верой Александровной - дочерью другого сына Александра. В пять лет он был взят на воспитание в дом дочери Н. Э. Эверсманна Надежды Николаевны (по мужу Хасабовой), которая дала ему возможность учиться, а позднее получить высшее образование на медицинском факультете Московского университета.
Первые и самые светлые воспоминания И. И. Садовникова связаны с Николаем Эдуардовичем Эверсманном, которого он называл "дедушкой". Н. Э. Эверсманн родился в 1823 году. Как и его отец, он обучался в нескольких европейских университетах, изучал медицину и некоторое время работал врачом в Оренбурге. Позже переехал в Уфу, где и прожил всю свою жизнь, имея дом на углу улиц Сенной и Малой Вавиловской . Дослужив до чина действительного статского советника, умер в возрасте 78 лет в 1901 году. В рукописи И. И. Садовникова об этом интересном человеке мы находим следующее: "Дедушка Николай Эдуардович был необыкновенно хороший человек. Как я значительно позже узнал, он окончил два факультета: юридический и медицинский, последний - в Гейдельбергском университете. Доброты он был необычайной и человек во всех отношениях редкий. Мне стало известно, что он дал волю своим крепостным задолго до 1861 года, но ни один крестьянин от него не ушел. Был он в высшей степени честный, думающий только о других, желающий окружающим только добро и делающий для этого все от него зависящее...
К дедушке я привязался и, можно сказать, не отходил от него, тем более, что "тети" очень часто днем не было. Дедушка всячески старался развлечь меня; наступила зима, мне шел шестой год. В доме так называемой "красной комнате" почти без мебели в больших маленьких клетках жили птицы. Посреди стояло деревце, покрыл сверху до самого пола сетью. Под нею прыгало, щебетало и пело довольно большое количество птичек. Дедушка птиц очень любил, и первый же день моего приезда в дом Хасабовых ознакомил меня с населением "красной комнаты" и научил ухаживать за птицами, подарив мне две клетки с какими-то пичужками. В своей комнате, меблированной очень просто - кушетка и столик у глухой стены дедушка сидя, а чаще лежа на этой кушетке, подолгу читал. Мне в это время он давал какое-нибудь интересное задание, которое я добросовестно выполнял, стараясь не мешать ему. Ровно в 12 часов он всегда сам готовил себе на какой-то особой керамике кофе. Однажды, это было зимой, я был крайне удивлен, увидев в его комнате своего старшего брата Сашу, который, сидя за столом, что-то старательно писал. Позже мне рассказали, что Николай Эдуардович, узнав о тяжелом положении нашей семьи, попросил маму отпускать к нему Сашу на час, чтобы переписывать для него какие-то важные бумаги. За переписку он платил 15 рублей. Как выяснилось через много лет, это был только предлог помочь нашей семье, существовавшей на "бесплатной квартире" на пять рублей в месяц.
В 1890 году мне исполнилось десять лет, и я держал экзамен в только что открытое реальное училище. В этом же году произошло большое для меня горе: умер дедушка. Помню, когда он лежал в зале на столе, покрытый сверкающей белой парчой со свечами в головах, пришел древний, совершенно седой старик и громко разрыдался, упал на колени. "Тетя" сказала, что это Семен - бывший их крепостной... Хоронить дедушку вышла вся Уфа. Бесконечное число экипажей старых и молодых людей, без конца бедняков и просто нищих; и тем и другим дедушка при жизни всегда помогал, делал для них все, что был в состоянии сделать. Это было всеобщее горе. Похоронили его на Старо-Ивановском кладбище (ныне сад Якутова). В своем завещании Николай Эдуардович передавал всю огромную усадьбу, на углу Аксаковской и Успенской улиц, где стоял белый дом с мезонином, и постройку Реального училища. Пожелание дедушки было исполнено в самый короткий срок: скоро был заложен фундамент огромного здания училища, на закладке присутствовал губернатор, собственноручно замуровавший в основание памятную плиту...
В Уфе мы с "тетей" (Надеждой Николаевной) нередко посещали Базилевых и я подружился с Мишей, Анютой и Олей. Их мать, Вера Александровна (Века), была двоюродной сестрой Надежды Николаевны, ее отец Александр Эдуардович служил в Казанском университете астрономом-наблюдателем, был членом Оренбургского отделения Русского географического общества. Вера Александровна, закончившая с золотой медалью Оренбургскую гимназию, вышла замуж за Алексея Ивановича Базилева - известного в Уфе ученого-агронома..."
И. И. Садовников женился на ее дочери Анне Алексеевне Базилевой (1896-1985) - правнучке Э. Эверсманна. В 1914 году Анна Алексеевна с золотой медалью окончила уфимскую Мариинскую гимназию и поступила на Бестужевские курсы, где проучилась два года (до революции). Позже ей удалось окончить планово-экономические курсы. До самой пенсии она работала начальником планового отдела Водоканал-треста г. Уфы.
И. И. Садовников многие годы заведовал кафедрой гистологии Уфимского медицинского института. Их сын Дмитрий Иванович Садовников (род. в 1924 г.), праправнук Э. Эверсманна, после десятого класса добровольцем прошел всю войну до Австрии. Служил разведчиком в артиллерии. Был награжден солдатским орденом Славы I, II, III степеней, тремя орденами Боевого Красного Знамени, двумя - Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны (два-первой степени и второй); причем один из орденов - Красного Знамени, вручил ему на передовой сам маршал Г. К. Жуков. Всю жизнь Дмитрий Иванович проработал хирургом Уфимской железнодорожной больницы. Вырастил двух сыновей - Сергея (его дочери - Елена и Екатерина), закончившего Уфимский нефтяной институт, и Алексея, который, окончив Московский политехнический институт, работал в Москве специалистом по ядерной физике и электронике, с 1991 года жил и работал в Канаде, с 1995 - в США. Имеет трех детей - Дмитрия, Анну, Дарью.
Эдуард Эверсманн и его потомки оставили заметный след в истории и науке России, Уфимской (Оренбургской) губернии. В своем большинстве представители рода Эверсманнов были людьми глубоко порядочными и высокообразованными. Нами прослежена история лишь одной ветви потомков большого ученого, имеющей отношение к С. Т. Аксакову и истории Уфы.
Список литературы:
- В 1993 году праправнук Э. Эверсманиа Д. И. Садовников передал мр С. Т. Аксакова семейные реликвии - стульчик и кресло, принадлежавшие его матер правнучке Э. Эверсманна Анне Алексеевне (Базилевой по мужу). Стульчик, вполне вере мог быть вывезен из Германии, принадлежать Эдуарду Эверсманну и иметь, таким обр» косвенное отношение к дому Зубовых-Аксаковых. В настоящее время он экспонирует "комнате Сережи Аксакова", а кресло - в кабинете деда Зубова.
- Смородкин С. Посох Эверсманна. // Вокруг света. - 1979. - N1.
- Гептнер В. Г. Эдуард Александрович Эверсманн зоолог и путешественник (1! 1860).- М., 1940.
- Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1955. - Т. 1.
- Там же.
- Гудков Г. Ф., Гудкова 3. И., С. Т. Аксаков: Семья и окружение. - Уфа, 1991.
- Машинский С., С. Т. Аксаков: Жизнь и творчество. - М., 1973.
- Рукопись И. И. Садовникова. Семейный архив Садовниковых. 1-я тетрадь.
- Рукопись И. И. Садовникова.
- Хасабов Эмануил Николаевич - уфимский судопромышленник, строил баржи I Бурна (недалеко от нынешнего Павловского водохранилища). Перед революцией «ц двухпалубный пароход (Рукопись И. И. Садовникова).
- При Дамском благотворительном обществе, председательницей которого была Со( Николаевна Блохина, существовали так называемые "бесплатные квартиры", куда посел многодетные нищие семьи без кормильца. (Рукопись И. И. Садовникова).
- Записки Анны Алексеевны Базилевой. Семейный архив Садовниковых.
Г. О. ИВАНОВА, научн. сотрудник Мемориального дома музея С. Т. Аксакова в Уфе
|
|