ДОМ - МУЗЕЙ С.Т. АКСАКОВА С.Т. АКСАКОВ АКСАКОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВНАЯЭКСПОЗИЦИЯЭКСКУРСИИИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬФОНДЫДАРИТЕЛИСОБЫТИЯДРУЗЬЯ & СПОНСОРЫКОНТАКТЫ
БИОГРАФИЯТВОРЧЕСТВОСЕМЬЯ С.Т. АКСАКОВААКСАКОВСКИЕ МЕСТА
АКСАКОВСКИЙ ФОНДАКСАКОВСКИЙ ПРАЗДНИКСТИПЕНДИЯПРЕМИЯПРЕССАСОЗДАТЕЛИ САЙТА
ДРУЗЬЯ ВО ФРАНЦИИДРУЗЬЯ В ГЕРМАНИИГИМНАЗИИ
 

Э. Эверсманн и С. Т. Аксаков (Судьбы потомков Э. Эверсманна)

В 1981 году случай свел меня с Д. И. Садовниковым, который тогда работал хирургом железнодорожной поликлиники г. Уфы. Скоро мы познакомились поближе и я узнала, что Дмитрий Иванович - участник ВОВ, после школы добровольцем ушел на фронт, воевал в разведке. В начале 90-х годов в его гостиной я увидела маленький, явно готического стиля, стульчик, инкрустированный слоновой костью, снизу до верху разукрашенный растительным орнаментом, и услышала удивительную историю.

Оказалось, что Д. И. Садовников по матери является праправнука известного натуралиста, ученого-путешественника Эдуард Александровича Эверсманна. Современник С. Т. Аксакова, он родился 23 января 1794 года в деревне Верингаузен близ г. Гаген. Заветная мечта юности - путешествия и изучение неведомых азиатских стран побудила его получить несколько специальностей. Э. Эверсманн учился в лучших университетах Европы, знал зоологию, ботанику, философию, был искусным механиком, всаживал пуля в пулю двадцати шагов, одинаково хорошо фехтовал обеими руками, отлично рисовал, увлекался химией, а в верховой езде с ним мог соперничать не каждый офицер-кавалерист. В 1814 году в Галле он защитил диссертацию на степень доктора философии, а через год закончи курс Дерптского университета и защитил докторскую диссертацию по медицине.

В 1814 году его отца Александра Эверсманна, как специалиста по металлургии, русское правительство пригласило для постройки Златоустовской оружейной фабрики. Всесторонне подготовив себя путешествиям, Эдуард поселился у отца в Оренбурге, где работал врачом на фабрике, а затем в Златоусте и навсегда остался в России.

В 1820 году сбылись мечты Э. Эверсманна - одним из первых не только среди русских, но и европейских ученых побывал он в Бухаре составе экспедиции, едва не поплатившись головой за любознательность.

Результатом поездки явилась книга "Путешествие из Оренбурга Бухару", опубликованная в Берлине в 1823 году.

По возвращении из экспедиции в 1821 году Эверсманн женился на дочери суворовского генерала А. П. Мансурова, Софье Александровне. Александр Павлович Мансуров был другом родителей С. Т. Аксакова. В начале 1890-х годов он командовал полком, который размещался под Уфой. Одним из центров культурной жизни в городе, несомненно были приемы в доме Зубова, куда обаяние, острый ум и красота хозяйки привлекали самых блестящих людей того времени. Часто бывал здесь и А. П. Мансуров. В "Детских годах..." С. Т. Аксакоа описывает рыбную ловлю на озере Киишки под Уфой с участием А. П. Мансурова, приехавшего к Аксковым с женой и двумя дочерьми, с которыми он был хорошо знаком и с которыми дружила его сестрица.

В 1828 году Эверсманн переезжает в Казань, где в качестве профессора кафедры ботаники и зоологии Казанского университет, читает лекции, исследует территорию Южного Урала и Севере Западного Казахстана. На этом месте он прослужил тридцать два года. В Казани Э. Эверсманна посещал С. Т. Аксаков. Систематические исследования животного мира, и, в особенности, бабочек и перепончатокрылых, сделали Эверсманна одним из выдающихся русских зоологов первой половины XIX века. Собранные им коллекции не имели себе равных.

Как известно, С. Т. Аксаков в юности тоже увлекался коллекционированием бабочек. Его коллекции были лучшими в гимназии. Много позже в своем очерке "Собирание бабочек" он не мог не сослаться на Эверсмана. Вероятно, С. Т. Аксаков был наслышан и о крупных работах Эверсманна по птицам и млекопитающим. Наиболее популярна из 66 научных трудов - "Естественная история Оренбургского края". В то же время современники - русские ученые-орнитологи М. Богданов, В. Черняев - книгу С. Т. Аксакова "Записки ружейного охотника" ставили в один ряд с исследованиями Э. Эверсманна и Н. А. Северцова, отмечая ее научные достоинства.

У Э. Эверсманна было пять детей: Николай, Александр, Василий, Михаил, Евгения. Сохранились дневниковые записи отца Дмитрия Ивановича, Ивана Ивановича Садовникова, который был лично знаком с сыном Э. Эверсманна Николаем Эдуардовичем и внучкой Верой Александровной - дочерью другого сына Александра. В пять лет он был взят на воспитание в дом дочери Н. Э. Эверсманна Надежды Николаевны (по мужу Хасабовой), которая дала ему возможность учиться, а позднее получить высшее образование на медицинском факультете Московского университета.

Первые и самые светлые воспоминания И. И. Садовникова связаны с Николаем Эдуардовичем Эверсманном, которого он называл "дедушкой". Н. Э. Эверсманн родился в 1823 году. Как и его отец, он обучался в нескольких европейских университетах, изучал медицину и некоторое время работал врачом в Оренбурге. Позже переехал в Уфу, где и прожил всю свою жизнь, имея дом на углу улиц Сенной и Малой Вавиловской . Дослужив до чина действительного статского советника, умер в возрасте 78 лет в 1901 году. В рукописи И. И. Садовникова об этом интересном человеке мы находим следующее: "Дедушка Николай Эдуардович был необыкновенно хороший человек. Как я значительно позже узнал, он окончил два факультета: юридический и медицинский, последний - в Гейдельбергском университете. Доброты он был необычайной и человек во всех отношениях редкий. Мне стало известно, что он дал волю своим крепостным задолго до 1861 года, но ни один крестьянин от него не ушел. Был он в высшей степени честный, думающий только о других, желающий окружающим только добро и делающий для этого все от него зависящее...

К дедушке я привязался и, можно сказать, не отходил от него, тем более, что "тети" очень часто днем не было. Дедушка всячески старался развлечь меня; наступила зима, мне шел шестой год. В доме так называемой "красной комнате" почти без мебели в больших маленьких клетках жили птицы. Посреди стояло деревце, покрыл сверху до самого пола сетью. Под нею прыгало, щебетало и пело довольно большое количество птичек. Дедушка птиц очень любил, и первый же день моего приезда в дом Хасабовых ознакомил меня с населением "красной комнаты" и научил ухаживать за птицами, подарив мне две клетки с какими-то пичужками. В своей комнате, меблированной очень просто - кушетка и столик у глухой стены дедушка сидя, а чаще лежа на этой кушетке, подолгу читал. Мне в это время он давал какое-нибудь интересное задание, которое я добросовестно выполнял, стараясь не мешать ему. Ровно в 12 часов он всегда сам готовил себе на какой-то особой керамике кофе. Однажды, это было зимой, я был крайне удивлен, увидев в его комнате своего старшего брата Сашу, который, сидя за столом, что-то старательно писал. Позже мне рассказали, что Николай Эдуардович, узнав о тяжелом положении нашей семьи, попросил маму отпускать к нему Сашу на час, чтобы переписывать для него какие-то важные бумаги. За переписку он платил 15 рублей. Как выяснилось через много лет, это был только предлог помочь нашей семье, существовавшей на "бесплатной квартире" на пять рублей в месяц.

В 1890 году мне исполнилось десять лет, и я держал экзамен в только что открытое реальное училище. В этом же году произошло большое для меня горе: умер дедушка. Помню, когда он лежал в зале на столе, покрытый сверкающей белой парчой со свечами в головах, пришел древний, совершенно седой старик и громко разрыдался, упал на колени. "Тетя" сказала, что это Семен - бывший их крепостной... Хоронить дедушку вышла вся Уфа. Бесконечное число экипажей старых и молодых людей, без конца бедняков и просто нищих; и тем и другим дедушка при жизни всегда помогал, делал для них все, что был в состоянии сделать. Это было всеобщее горе. Похоронили его на Старо-Ивановском кладбище (ныне сад Якутова). В своем завещании Николай Эдуардович передавал всю огромную усадьбу, на углу Аксаковской и Успенской улиц, где стоял белый дом с мезонином, и постройку Реального училища. Пожелание дедушки было исполнено в самый короткий срок: скоро был заложен фундамент огромного здания училища, на закладке присутствовал губернатор, собственноручно замуровавший в основание памятную плиту...

В Уфе мы с "тетей" (Надеждой Николаевной) нередко посещали Базилевых и я подружился с Мишей, Анютой и Олей. Их мать, Вера Александровна (Века), была двоюродной сестрой Надежды Николаевны, ее отец Александр Эдуардович служил в Казанском университете астрономом-наблюдателем, был членом Оренбургского отделения Русского географического общества. Вера Александровна, закончившая с золотой медалью Оренбургскую гимназию, вышла замуж за Алексея Ивановича Базилева - известного в Уфе ученого-агронома..."

И. И. Садовников женился на ее дочери Анне Алексеевне Базилевой (1896-1985) - правнучке Э. Эверсманна. В 1914 году Анна Алексеевна с золотой медалью окончила уфимскую Мариинскую гимназию и поступила на Бестужевские курсы, где проучилась два года (до революции). Позже ей удалось окончить планово-экономические курсы. До самой пенсии она работала начальником планового отдела Водоканал-треста г. Уфы.

И. И. Садовников многие годы заведовал кафедрой гистологии Уфимского медицинского института. Их сын Дмитрий Иванович Садовников (род. в 1924 г.), праправнук Э. Эверсманна, после десятого класса добровольцем прошел всю войну до Австрии. Служил разведчиком в артиллерии. Был награжден солдатским орденом Славы I, II, III степеней, тремя орденами Боевого Красного Знамени, двумя - Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны (два-первой степени и второй); причем один из орденов - Красного Знамени, вручил ему на передовой сам маршал Г. К. Жуков. Всю жизнь Дмитрий Иванович проработал хирургом Уфимской железнодорожной больницы. Вырастил двух сыновей - Сергея (его дочери - Елена и Екатерина), закончившего Уфимский нефтяной институт, и Алексея, который, окончив Московский политехнический институт, работал в Москве специалистом по ядерной физике и электронике, с 1991 года жил и работал в Канаде, с 1995 - в США. Имеет трех детей - Дмитрия, Анну, Дарью.

Эдуард Эверсманн и его потомки оставили заметный след в истории и науке России, Уфимской (Оренбургской) губернии. В своем большинстве представители рода Эверсманнов были людьми глубоко порядочными и высокообразованными. Нами прослежена история лишь одной ветви потомков большого ученого, имеющей отношение к С. Т. Аксакову и истории Уфы.

Список литературы:

  1. В 1993 году праправнук Э. Эверсманиа Д. И. Садовников передал мр С. Т. Аксакова семейные реликвии - стульчик и кресло, принадлежавшие его матер правнучке Э. Эверсманна Анне Алексеевне (Базилевой по мужу). Стульчик, вполне вере мог быть вывезен из Германии, принадлежать Эдуарду Эверсманну и иметь, таким обр» косвенное отношение к дому Зубовых-Аксаковых. В настоящее время он экспонирует "комнате Сережи Аксакова", а кресло - в кабинете деда Зубова.
  2. Смородкин С. Посох Эверсманна. // Вокруг света. - 1979. - N1.
  3. Гептнер В. Г. Эдуард Александрович Эверсманн зоолог и путешественник (1! 1860).- М., 1940.
  4. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1955. - Т. 1.
  5. Там же.
  6. Гудков Г. Ф., Гудкова 3. И., С. Т. Аксаков: Семья и окружение. - Уфа, 1991.
  7. Машинский С., С. Т. Аксаков: Жизнь и творчество. - М., 1973.
  8. Рукопись И. И. Садовникова. Семейный архив Садовниковых. 1-я тетрадь.
  9. Рукопись И. И. Садовникова.
  10. Хасабов Эмануил Николаевич - уфимский судопромышленник, строил баржи I Бурна (недалеко от нынешнего Павловского водохранилища). Перед революцией «ц двухпалубный пароход (Рукопись И. И. Садовникова).
  11. При Дамском благотворительном обществе, председательницей которого была Со( Николаевна Блохина, существовали так называемые "бесплатные квартиры", куда посел многодетные нищие семьи без кормильца. (Рукопись И. И. Садовникова).
  12. Записки Анны Алексеевны Базилевой. Семейный архив Садовниковых.

Г. О. ИВАНОВА,
научн. сотрудник Мемориального
дома музея С. Т. Аксакова в Уфе

 
 

НОВОСТИ


Конкурс «Аксаковский «Аленький цветочек»

Аксаковский «Аленький цветочек» - название конкурса само говорит за себя. Детство – прекрасное время, когда проявление таланта и участие в конкурсе наполяет жизнь созтязательным и конкурентным моментом. Ведь участие в конкурсе – это всегда приятные воспоминания детства, победа в нем или участие, которое подвигло к новым победам и вершинам, которые еще не покорены...

Читать далее >>


Делая очередной виток над планетой

«Делая очередной виток над планетой, я всегда высматривал внизу точку, где родился С.Т.Аксаков…»

Читать далее >>


Спасибо БИСТу!

Аксаковский фонд, Международный фонд славянской письменности и культуры и Мемориальный дом–музей С.Т.Аксакова сердечно благодарят своего партнера в многочисленных Аксаковских программах Башкирский институт социальных технологий и прежде всего его директора, Нигматуллину Танзилю Алтафовну...

Читать далее >>

Разработка и создание сайтов в Уфе