Детские годы Багрова-внука
В 40-х годах претерпевает коренные изменения тематика творчества С.Т. Аксакова. Он
приступает к созданию «Семейной хроники». История написания этого
произведения растянулась почти на полтора десятилетия. Начало работы над ним относится к
1840 году. Но вскоре Аксакова отвлекло от нее написание записок о рыбалке и охоте. Хотя
он и не переставал размышлять о большом мемуарном произведении, но работа над ним
возобновилась лишь в 1852 г.
По мере написания книга публиковалась в периодике: небольшой эпизод из неё появился еще в
1846 г. в «Московском литературном и ученом сборнике», спустя восемь лет
первый «отрывок» - в «Москвитянине» (1854), четвертый - в
«Русской беседе» (1856) и пятый - в «Русском вестнике» (1856).
Параллельно Аксаков работал над «Воспоминаниями», которые в 1856 г. под
одной обложкой вместе с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли
отдельной книгой. В том же году Аксаков во 2-е издание добавляет оставшиеся два отрывка,
и «Семейная хроника», наконец, принимает свою законченную форму.
Детские годы Багрова-внука
При подготовке книги к публикации Сергей Тимофеевич вновь столкнулся с цензурными
трудностями, особенно в отношении отрывков «Степан Михайлович Багров» и
«Михайла Максимович Куролесов». Но гораздо тягостнее цензурного давления для
Аксакова было сопротивление многих родственников, опасавшихся публичной огласки теневых
сторон семейной жизни, каких-либо тайн и неурядиц. Многие из упомянутых лиц были еще
живы, многие внутренние конфликты сохраняли еще остроту. В итоге о многих событиях
Аксаков был вынужден либо умолчать, либо упомянуть вскользь, намеком. Во многом из-за
этих же причин Аксаковым не была закончена тематически примыкающая к «Семейной
хронике» повесть «Наташа» (1856). В итоге было найдено компромиссное
решение: отказаться от подробного рассказа о некоторых событиях и заменить реальные
имена персонажей вымышленными.
«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию
жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество. Во втором
рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. В итоге из
разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная
картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века.
События, описанные в «Воспоминаниях» Аксакова, происходили в период с 1801 по
1807 гг., в период его обучения в Казанской гимназии и Университете. В отличие от
«Семейной хроники», материалом для которой служили преимущественно устные
рассказы родных и близких, это произведение построено почти полностью на основе личных
воспоминаний Аксакова. Тематически «Воспоминания» отличаются от «Семейной
хроники». Семейная тема отходит на задний план, и сюжетное развитие строится
вокруг проблем, неизбежно возникающих в период взросления героя-подростка.
С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточенно работает над написанием «Детских лет
Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в 1858 г., лишь небольшой
отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология ее сюжета восполняет «пробел»
между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний» и
охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 гг. «Детские годы
Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно
описывающих душевную жизнь ребенка, постепенное, по мере взросления, изменение его
мировосприятия.
В качестве приложения к «Детским годам
Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек. Эта
литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии публикуясь
отдельно, стала, наверно, самым популярным и издаваемым произведением Аксакова.
Особенность ее в живом и непосредственном бытописании, проводившим мысль о целительной
силе природы и высокой нравственности патриархального образа жизни (которому следовал и
сам Аксаков - мудрый и терпимый друг многих современников, любящий отец четырнадцати
детей).
Эту сказку Аксаков услышал еще в детстве во время своей болезни от ключницы Пелагеи.
Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова-внука": "Скорому
выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу
Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка
любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и
начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли
говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее
обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке".
С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне
какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу",
"Иванушку-дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча".
В последние годы жизни, работая над книгой "Детские годы Багрова-внука", Сергей
Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку "Аленький цветочек" и
записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас
любимой сказкой.
Мемуарно-биографическая трилогия Аксакова занимает уникальное место в русской литературе.
Она сразу же была высоко оценена как литературной критикой, так и всей читающей Россией.
Каждое из произведений ее составляющих намечало новые пути развития жанра и служило
образцом для будущих поколений писателей. До сих пор читателя не оставляют равнодушными
стиль и художественные образы аксаковской мемуарно-автобиографической прозы.
Иллюстрации
|